Серпухов – Таруса – Поленово (путевые заметки)

| 1285
День первый

Группа учащихся старших классов школы-пансиона «Солнечная» уезжала из школы, провожаемая школьными друзьями, без слез, но с объятиями и рукопожатиями... Старшеклассники с удовольствием запрыгнули в школьный автобус, им предстояла двухдневная поездка по маршруту: Серпухов-Таруса -Поленово...

Города, как и люди, имеют свое лицо. Одни — яркое, броское, а другие — неприметное, невыразительное, серенькое. Также как и люди, города имеют свой характер, отличаются поведением, и у каждого из них своя жизнь, а нередко и очень похожая, опять же, как у людей — «как у всех».

Первый пункт назначения учащихся «Солнечной» — город Серпухов — город с ярко выраженным мужским характером: активный, деловой, работоспособный. Город знаменитый и древний, которому почти 660 лет. Серпухов, находящийся на пересечении дорог, на стыке Московской, Тульской и Калужской земель (в деревне Дракино петух поет на три губернии), в месте слияния рек Нары и Оки, успешно развивается как торгово-промышленный центр.

Богатые серпуховские купцы, зажиточные обыватели оставили в наследство неповторимый облик старого города: церкви и больницы, мосты, текстильные фабрики, жилые и торговые дома — неброский, но милый сердцу городской пейзаж.

Серпухов — город знаменитых монастырей и чудесных храмов. Учащиеся «Солнечной» побывали в Мужском Высоцком монастыре, основанном Сергием Радонежским. Здесь хранится Чудотворная икона Богоматери «Hеупиваемая Чаша», которая исцеляет заблудшие души. За чудом приезжают паломники со всей России. После экскурсии в Мужской Высоцкий монастырь совершили пешую прогулку в Храмовый комплекс возле Красной горки, где до 1937 года стоял Серпуховский Кремль, к сожалению, разобранный на строительство станции «Серпуховская» московского метро.

Следующим пунктом назначения экскурсантов из Солнечной был город женственный, тонкий, поэтичный — Таруса (город связанный более всего с именем Марины Цветаевой). Таруса — крохотный мило-провинциальный городок с населением в несколько тысяч человек. Сюда приезжают в гости к Марине Ивановне Цветаевой — одному из величайших и наиболее трагичных русских поэтов (не поэтесс: она ненавидела это слово, считая, что быть поэтессой означает писать стихи чуть-чуть, а не всей кровью — и уж точно не платить за них жизнью).

Начали экскурсию в доме-музее семьи Цветаевых. Нам повезло: экскурсию проводила директор музея Елена Михайловна Климова, которая очень интересно, живо и с чувством рассказала о доме, в котором в разные годы и по разным поводам перебывали все члены большого семейства Цветаевых. Этот дом купил дед Марины Ивановны по материнской линии — Александр Данилович Мейн. Обстановка дома предельно простая и отражает типичные предметы быта русской интеллигенции 19-го — начала 20-го веков.

Сельское кладбище на окраине Тарусы — наш следующий пункт. Кладбище в Тарусе — типично деревенское, с огромными участками под захоронения и скромными, небогатыми надгробиями. На этом кладбище находится могила писателя К.Паустовского — она находится отдельно от рядовых захоронений, на обрыве и могила дочери М.Цветаевой — Ариадны Эфрон.

Тринадцать последних лет своей жизни Константин Георгиевич Паустовский провел в Тарусе, где он пользовался уважением и любовью жителей, стал первым «почетным гражданином» города.

Над обрывом Таруски стоит в саду бревенчатый дом, половина которого принадлежала К.Г. Паустовскому. 13 апреля 1955 года о приобретении впервые упоминает сам Паустовский: «Татьяна Алексеевна со свойственной ей решительностью купила крошечный домик: в живописном городишке Тарусе». Через полтора месяца после покупки дома — первые впечатления: «В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные... места здесь чудесные... В Москву не тянет».

С именем Паустовского связана следующая тарусская история. Человек он был скромный, что не мешало множеству людей, любящих литературу, приезжать к нему в Тарусу. Говорят, что он всех встречал приветливо и поил чаем. А поскольку дом его весьма скромен, и при жизни писателя на нем по понятным причинам не висело мемориальной доски, многие долго плутали и находили его не сразу. Как-то раз шел уже весьма пожилой Константин Георгиевич Паустовский по одной из улочек Тарусы, и к нему подошли два молодых человека — с виду студенты-филологи. Они спросили его, где здесь находится МОГИЛА ПАУСТОВСКОГО. Писатель, отличавшийся нормальным чувством юмора, спросил: «А кто это такой?» — «Да как вам не стыдно, дедушка, не знать такого великого русского писателя!» — накинулись на него студенты. Этот эпизод заставил писателя задуматься о том, где он все-таки хотел бы быть похоронен. Он завещал похоронить себя на сельском кладбище на окраине Тарусы. Там и лежит.

Широко, далёко, в тихом горе
день стоял неяркий, сизый, русый.
На высоком окском косогоре
хоронила Паустовского Таруса.

Кладбище — место скорби и памяти... Памяти о тех, кто ушел из нашего мира в неизвестность, но не в забвение...

Далее — главная площадь города — площадь Ленина с памятником Ильичу работы скульптора П. И. Бондаренко, Петропавловский собор с колокольней, мемориал жителям города, которые отдали свою жизнь за Родину, городской парк, в котором был открыт памятник М. И. Цветаевой работы скульптора Б. Мессерера. Ежегодно здесь проводятся цветаевские чтения, привлекающие почитателей таланта русской поэтессы со всего мира.

Вдоль Оки идем к Цветаевскому камню. Сыро, скользко, но и не должно быть легко людям, пытающимся повторить ежедневный путь Марины — от дачи «Песочная» до Тарусы и обратно (всего 6 км). Поскольку дача «Песочная» не сохранилась, мы проделали лишь полпути — до камня, под которым хотела бы лежать Марина Цветаева, и чуть дальше — до Мусатовского косогора (это уже о другом, но всему свое время).

История Цветаевского камня по сути связана с исполнением завещания Марины. В 1934 году, живя в эмиграции в Париже, она написала, что хотела бы («хотела бы» — реализованная метафора, абсолютно поэтично в духе Цветаевой. Не могила, а мечта и литературное завещание: «хотела бы...») быть похороненной на одном из холмов по пути из Песочного в Тарусу под камнем из местных каменоломен (там добывают известняк) и в тени бузины. Выполнено все, кроме бузины: над камнем растут три рябины — наиболее любимых Мариной дерева, если судить по стихам:

Рябину
рубили
Зорькою.
Рябина —
Судьбина
Горькая.
Рябина —
Седыми
Спусками.
Рябина!
Судьбина
Русская.
1934

В нескольких метрах от Цветаевского камня — старинный родник (некогда — единственное место в Тарусе, откуда местное население брало питьевую воду). Сразу за родником начинаем карабкаться на крутой Мусатовский косогор, названный так потому, что здесь находится могила художника Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова.

На вершине косогора — божественно спокойное место, обнесенное оградой. Здесь упокоен не только сам художник, но и его сестра Елена (его любимая модель), а также в полном составе семейство Вульфов — деятелей различных искусств. Виктор Борисов-Мусатов прожил всего 35 лет. Вся его жизнь была глубоко трагичной, поскольку он с детства был тяжело болен (горбун и карлик одновременно).

Надгробие его могилы — высокий каменный постамент, на котором покоится фигура спящего мальчика, что весьма символично: художник так никогда и не изжил в себе ребенка по мировосприятию и не вырос до размеров взрослого.

От вершины косогора расходится старинный дачный поселок, где сохранился участок, на котором стоял дом сводной сестры Марины Цветаевой — Валерии Ивановны Иловайской-Цветаевой. Валерия Ивановна известна своими разнообразными талантами, но более всего — своей школой танца. Она начала учиться танцам в возрасте уже почти 40 лет; была ученицей и последовательницей Айседоры Дункан. Школу Валерии Ивановны окончили многие известные люди, в том числе и Михаил Румянцев, будущий клоун Карандаш.

Главная улица дачного поселка заканчивается храмом Воскресения Христова.

Последний пункт первого (очень насыщенного) экскурсионного дня: частный музей (ул. Шмидта, 11). Его создал в собственном доме увлечённый человек, мастер-золотые руки, к тому же наделённый тонким чувством прекрасного — тарусянин Сергей Жаров. В выставочном зале — царство старинных вещей: утюги, керосинки, лампы, швейные машинки, очень интересные фотографии со старыми видами Тарусы... Интерьеры созданы с большим вкусом и любовью. Но самое интересное — во дворе дома. Его Сергей обустроил собственными руками, проявив себя, как настоящий художник. Материал для своих произведений искусства — иначе их не назовёшь! — он находит... в пунктах скупки металла. Это гайки, шестерёнки, болты и шурупы, проволока и старые бензобаки, велосипедные цепи и детали от швейных машинок и бензопил... Из них Сергей мастерит забавные фигурки. Полёт фантазии потрясает воображение! Тут вам «Онегин» в цилиндре на скамье и «динозавр», «Клинтон» с саксофоном и «электрик Чубайс» на фонарном столбе... Равнодушным не остаётся никто из тех, кто это увидит, а дети были просто в восторге!

Глубоко вечером закончился первый экскурсионный день. А на следующий день....

Вернуться

Есть вопросы — спрашивайте!

Наши специалисты помогут Вам, окажут бесплатную консультацию или запишут на приём

Новости

Новости 1 - 20 из 538
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Мы будем рады ответить на любой ваш вопрос!

Оставьте заявку в форме ниже и мы обязательно вам поможем.

* - Поля обязательные для заполнения
Написать